Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

2 смотр.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

Так, друзья — сегодня будет интересный и давно задуманный мною пост про убогий совковый быт, показанный в фильме «Москва слезам не верит» — который вы все видели, но явно не обращали внимание на бытовые детали, так как были заняты судьбами героев. А между тем — там показано невероятно много бытовых деталей, которые позволяют оценить всё убожество жизни в СССР — и это даже при том, что в кино показана столица, куда стекались все умы и финансы.

Сейчас появилось множество постов и статей с обсуждением «Москва слезам не верит» с позиции разбора отношений героев — с современной точки зрения эти отношения представляются весьма нездоровыми (инфантильный психопат «он же Гога, он же Гоша» и т.д.) — но в сегодняшнем посте я коснусь только быта, лишь косвенно затронув отношения героев. Мне интереснее декорации, на фоне которых разворачивается действие фильма — это типовая советская жизнь, которой жили миллионы людей.

01. Итак, начнём. Первая часть фильма повествует о жизни главной героини по имени Катя, которая приехала покорять Москву. Действие происходит ориентировочно во второй половине пятидесятых годов — когда уже началась хрущёвская «оттепель». Живёт Катя в перенаселённой московской общаге — хотя фанаты СССР всем рассказывают, что в Советском Союзе всем тут же выдавались бесплатные квартиры.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

02. Катя — по природе достаточно скромная девушка, а вот её подруга Людмила несколько иная — она изначально нацелена выгодно выйти замуж за москвича и подыскивает себе выгодные варианты. Что же такое «выгодный вариант» для советского человека конца пятидесятых годов? На Людмилу производит впечатление наличие персонального автомобиля — в СССР это было показателем шика и статуса, хотя например в США тех же лет автомобиль давно перестал быть роскошью, и стал доступным средством передвижения.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

03. Сам автомобиль, кстати — ни что иное, как говённый Москвич-400, который полностью содрали с довоенного Opel Kadett.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

04. Что ещё является «статусным» для Людмилы? Помимо наличия машины — показателем статуса и общественного положения является наличие у советского человека дачи. Дачи как раз начали массово раздавать именно во времена Хрущёва — до этого такими привилегиями пользовалось лишь «высшее сословие» совкового общества — всякие там придворные артисты, поэты, учёные и сотрудники спецслужб.

Что представляла из себя совковая «дача» в пятидесятые-шестидесятые годы — хорошо видно на кинокадрах. Это мелкий участок в 4-6 соток, на котором правительство милостиво разрешало вам построить собачью будку — в СССР существовали ограничения на строительства дачных домов. К примеру — вы не имели права построить дом в 2 этажа или даже сделать в доме печку — это уже считалось «роскошью». Стройте себе будку для защиты от дождя — и всё.

Кстати, обратите ещё внимание на сами стройматериалы будки — домик сколочен абы из чего — все доски крашены разными красками. Нормальных рынков стройматериалов не существовало, и дачные домики сколачивали в буквальном смысле слова из мусора.

ЧИТАТЬ:  Какие самые популярные рестораны в мире?

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

05. Далее по ходу фильма нам показывают несколько бытовых сцен с участием Кати и Людмилы — в американских общежитиях пятидесятых годов давно существовали прачечные (в подвалах) и пылесосы — а простые советские граждане вынуждены были стирать всё сами, в корыте на стиральной доске.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

06. Во время сцены с корытом девушки обсуждают временный переезд в сталинскую высотку для «присмотра за квартирой» — и сразу вслед за корытом режиссёр показывает нам то, как живут те советские граждане, которые «равные, но немного равнее других» — это красивый и шикарный дом с лепниной в самом центре города.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

07. Что самое интересное — эта сталинская высотка ничуть не шикарнее обычных дореволюционных доходных домов, построенных в период 1880—1917 годов — те имеют точно такое же качество и подобный внешний вид. Беда заключается в том, что в период до 1917 года квартиру в таком доме мог позволить себе любой работающий и хорошо зарабатывающий интеллигент — вроде врача, преподавателя ВУЗа или торговца — а в нищем СССР такими квартирами «поощряли» только высшее сословие номенклатуры.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

08. Девушки входят в дом и поражаются его роскошью — в доме мраморные стены с фресками и мозаикой, гранитные полы, лепной потолок и чистота. Вот таким был «персональный СССР», в котором очень хорошо жилось примерно 5% граждан из числа номенклатуры и высшего партийного звена. Случайные люди в такие дома не попадали, а у входа всегда сидела какая-нибудь бабушка (часто в чине не ниже майора), которая зорко следила за тем, чтобы в удобный и персональный СССР, чего доброго, не забрёл какой-нибудь уличный попрошайка.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

09. Показана в фильме и квартира, в которую временно перехали подружки — по сюжету она принадлежит какому-то ученому. Также в таких сталинских высотках давали «бесплатные» квартиры всяким номенклатурщикам, военным и писателям. Сидя за антикварным резным столом в просторном кабинете с высокими потолками, советские писатели описывали, как в странах «загнивающего Запада» проклятые капиталисты паразитируют на шкуре народа.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

10. Показана в фильме и сцена застолья — когда к Катерине и Людмиле приходят гости. Приём гостей осуществляется в отдельной столовой — как говаривал профессор Преображенский — «я буду обедать именно в столовой, а не в спальне и не в передней». Столовая обставлена шикарной резной мебелью и в целом очень напоминает дореволюционные «барские» квартиры.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

11. А несколькими минутами позже показана сцена застолья уже в обычной совковой квартире — в которой вместе с мамой и маленьким братом живёт парень Катерины по имени Рудик — семья ютится в маленькой двухкомнатной квартире с проходными комнатами. Во время застолья половину крошечной комнаты занимает стол, а Кате приходится садиться на диван.

ЧИТАТЬ:  Самые страшные фильмы ужасов всех времен

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

12. Далее, по сюжету фильма, Катерина расстаётся с Рудиком, и судя по всему — ей дают какую-то комнату в коммуналке либо в общежитии для одиноких. Собственно — именно вот так выглядело то самое «бесплатное» советское жильё, в котором многие семьи часто проводили всю жизнь...

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

13. Вторая часть фильма должна показать «успехи» главной героини на жизненном пути. Но начинается она не с показа жизни Катерины, а с показа нескольких бытовых сцен. Действие второй части происходит через двадцать лет после первой — в семидесяты годы. Нам показывают спившегося от безысходности хоккеиста Гурина — товарища юности Катерины. Гурин бухает в советской «стекляшке» разбавленно пиво с вонючей рыбой и рассказывает первым встречным о своих былых успехах.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

14. Сама «стекляшка» в ленте тоже мельком показана — это типичная убогая советская «наливайка», в которой по вечерам собирались тёпленькие компании, а днём забегали бухнуть всякие строители и сантехники — пить на улице считалось нарушением закона, а вот подпить горячительного в стекляшке считалось нормой. В пиво часто доливали принесённую с собой водку, получая так называемый «ёрш» — такая сцена показана, например, в фильме «Афоня».

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

15. А теперь самое интересное — показ жизни «успешной и состоявшейся советской женщины». Вообще сам фильм, надо сказать, построен на типично американском сюжете, который был там популярен ещё с конца XIX века — маленький человек приезжает в большой город с кучей огней и машин, сперва чувствует отчуждение и терпит неудачи, но потом «селфмейдит» себя и приходит к успеху.

Что же такое «успех» по-советски? Успешная и состоявшаяся женщина, директор крупной фабрики — которая в США имела бы несколько пентхаусов, несколько автомобилей и особняк в пригороде, живёт в жалкой двухкомнатной квартире, называемой на западе one bedroom («одна спальня», однокомнатная). Гога, он же Жора, он же Гоша, заходя в квартиру, оценивает её как «ого!» — что ещё раз показывает общее убожество советского быта — даже такая неврзачная квартирка была для Гоши чем-то вроде дворца.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

16. Спит успешная и состоявшаяся женщина (директор крупной фабрики с явно миллионными оборотами) на раскладном диване с «французской раскладушкой». На раскладушке, Карл! Сам диван стоит в гостиной — отдельной спальни у Катерины нет. Да, вот это успех.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

17. Кухня в квартире тоже маленькая и убогая, а из бытовой техники у Катерины есть только газовая плита. Напомню, что в эти же годы на Западе квартиры были набиты бытовой техникой — которую, кстати, советские номенклатурщики тащили и себе в СССР. Можете быть уверены — что те, кто живёт в эти годы в той самой высотке из первой части фильма, имеют совершенно другую кухню.

ЧИТАТЬ:  Как сделать прическу вязаной кукле. Мастер-класс Ольги Неретиной

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

18. А ещё очень примечательна сцена похода сильной и независимой женщины в магазин — в фильме показан типичный нищий совковый универмаг брежневских лет. Ау, фанаты СССР, рассказывающие о фруктах и свежайшем мясе, а также о двух сотнях сортах колбасы — вы где? Вот именно так, как в кино, и выглядели магазины тех лет — одни уксусные консервы.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

19. Следующий кадр тоже очень примечателен — продавщица выкатывает из подсобки тележку с какой-то жирной варёной колбасой, на котрую тут же набрасываются покупатели словно вороны на перевернутую мусорку. Катерина сразу бросает свою тележку и тоже мчится к колбасе, затем первым делом хватает кусок, а уж потом читает, что на нём написано. Это ни что иное — как годами выработавшаяся привычка от жизни в нищете и дефиците.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

20. Далее нам снова показывают дачу знакомых Катерины. Советские «дачи» в семидесятые годы тоже ничуть не стали лучше — это те же построенные в пятидесятые годы из мусора домики, которые к тому же успели за 20 лет обветшать. Вокруг — всё тот же заваленный хламом и неухоженный участок.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

21. А ещё в фильме очень примечательны сцены с жильём «он же Гога, он же Жора, он же Гоша». Товарищ Катерины по имени Николай идёт за Гогой, чтобы тот помирился с Катей, и попадает к нему домой — в какую-то коммуналку, в которой вечно идёт ремонт. Николай одет несколько «официально» и разговаривает с обитателями коммуналки строгим и твердым голосом — и ему сразу же выдают всю информацию про Гогу — видимо, у бабушек сохранилась память о сталинских временах.

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

22. Что же представляет собой жильё Гоги? Где живёт «настоящий мужчина», которому для полного счастья не хватает только стакана газированной воды за три копейки? А живёт он в маленькой комнатке в коммуналке, причём без ремонта — комната завалена какой-то рухлядью и книгами. Жора в одиночестве бухает водку с пивом — вот такие «настоящие мужчины» были в СССР...

Убогий совок в фильме «Москва слезам не верит»

Как видите — действие всё действие фильма разворачивалось в достаточно любопытых совковых декорациях, в которых видно всё убожество советской жизни — жалкие «дачи», социальное неравенство (дворцы для номенклатуры, хрущёвки для остальных), дефицит и отсутствие продуктов в магазинах, и даже «советская история успеха» выглядит как-то убого — директор завода живёт с дочкой в двухкомнатной квартире и спит на диване-раскладушке...

Такие дела.

отсюда

10.01.2019

отсюда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 смотр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 16 =